Space Empires 4X. Окончание партии + мнения игроков

О начале партии читайте здесь.

  1. Продолжение отчета о партии.
  2. Мнения участников.

4 раунд

Space Empires 4X

4 Раунд

Почувствовав охотничий азарт за минералами, Чулаки продолжили бороздить в слепую дальний космос. В итоге, потеря всех разведчиков и это не самое страшное, что произошло. Во время разведки Чулаки сбились с курса и полетели к границам Альтаира (поговаривают, что кто-то намеренно глушил сигнал), где и пропали с радаров.

Альтаир:

Да, зная любовь Чулаков к неизведанному их храбрость и отвагу не гоже заставлять их отступать! Я извиняюсь перед великим народом. Пусть летят вперёд к звёздам! В F5!

Всё бы ничего, но такая разведка Чулакии расчистила и показала путь Альтаиру к своей планете, на которой только что началась колонизация (Н4). Два разведчика Альтаира из E5 сразу устремились к колонии Чулаков.

Альтаир:

Разведчики в F5 нашли поврежденный корабль Чулаков, а внутри раненных и очень истощенных пилотов. Необходимо срочно доставить их на родину! Все летят в G4.

<Разведчики не смогли за два хода уничтожить колонию и были уничтожены подошедшим отстроенным новым флотом Чулаков>

Империя Чулак. За недоразумение на ваших границах полностью отвечают бездарные и своевольные пилоты скаутов. Мы полностью согласны с тем как вы их проучили. Приносим Вам официальные извинения и отдадим приказ последнему скауту убираться подальше от ваших границ. Надеемся, что это стычка, от которой вы вообще не пострадали не повлияет на дальнейшие наши мирные переговоры и проведения демаркации границ.

Чулаки: Всё у вас другие виноваты… Уйдете — преследовать не будем, — наш официальный ответ

Кто-то: ИХТАМНЕТА

Точно такая же ситуация возникла у Чулаков и на границе с Вассиром. Началась колонизация планеты (J6), в то время, как прикрывающие её военные силы полетели на разведку дальнего космоса, где и сгинули, открыв путь разведчику Вассира.

Альтаир и Вассир могли заработать по одному драгоценному перманентному ПО (игра идёт до 3 ПО) уже на 5 раунде. Однако Вассир не воспользовался случаем, а два разведчика Альтаира не смогли выбросить ни одного попадания с 4 выстрелов (4d10<4).

Вассир потерял всех своих разведчиков чуть позже на 5 раунде (и это ещё Чулаки его пожалели и не помогли «правильно» сбиться с пути).

Вывод: Как показала практика – удалённая разведка очень нужная вещь. И не спешите колонизировать планеты на первых ходах раунда, т.к. могут прилететь гости, а отступить вы уже не сможете.

5-7 раунд

Альтаир, Терра и уже Чулаки ведут осторожную разведку дальнего космоса. Вассир, нащупав Чужих рядом со своими границами не тратит средства на удалённую разведку, а копит их для последующей войны с еретиками.

Альтаирцы! Вассиры объявляют гекс G7 демилитаризованной зоной .
Немирные флоты вошедшие в этот гекс будут уничтожены!

Вассир! Альтаир полностью понимает вас и согласен с вашим предложением. Пусть сектор космоса G7 станет первым, и надеемся не последним, где воцарится мир и согласие. Сектором — в который не буду залетать не опознанные флоты всех империй!

8 раунд

Приграничный конфликт, между Чулаками и Альтаиром, продолжался. Попытавшись заполучить сразу 20 минералов (расположенных на границе Альтаира), Чулаки решили запугать Альтаир численность своего флота и по-быстрому утянуть сокровища. Это была авантюра. Альтаир нужно было не пугать, а сразу бить в секторе F2, пока к нему не подтянулись подкрепления, и затем уже медленно, но под более надёжным прикрытием вывозить минералы к себе на родину.

Альтаир:

Чулаки, ваши корабли вплотную подобрались к нашим границам. Не доводите до греха. Рекомендуем вам сохранять нейтралитет и увести корабли обратно. Приём.

Наблюдая за гибелью груженных минералами чулакских шахтеров, командование Альтаира размышляло о глупой бойни, которую можно было избежать, сохраняй Чулаки дистанцию.

Чулаки, мы в очередной раз предлагаем вам подписать мировую. Сектора G1-G5 — ваши, сектора F1-F5 — наши. И просим вывести вашу Приманку из сектора F5. Приём.

Space Empires 4X

8 — 10 Раунды

9 раунд

Советник, вы передали послу Чулакии наше послание? Так же, как и предыдущее? А он читать по-нашему умеет? Так с какого они не отвечают? Что за неуважение? Сколько должно погибнуть людей, чтобы правитель Чулакии соизволил дать ответ? Если и дальше не будет ответов, гоните взашей их посла.

— Правитель, Чулаки отвели свой флот с наших границ!
— А ответ их посол передал? Нет? Хммм… Чересчур лаконично и безопасно. Если что — типа они ничего не говорили и ничего не обещали. Оригинально.

Чулаки закусили удила. Они хотят реванша. И снова стягивают силы к границам Альтаира.

Чулаки, увеличивая своё присутствие на границах, систематическое игнорирование наших дипломатов, а также баражирование хищных и голодных шахтёров вынуждает нас действовать. Увы. Мы этого не хотели, но вы почему-то не идёте на контакт.

Чулаки, в очередной раз призываем вас к благоразумию. Не мешайте и не угрожайте нашим исследователям. Мы проведём осмотр сектора и улетим. Мы не собираемся лететь к вашим колониям, вы же сами должны всё прекрасно понимать. Не надо провоцировать наш флот.

-Так дело не в колониях, а в минеральных ресурсах! И цивилизация Чулаков не на йоту не верит в гуманность, которую транслирует в эфир цивилизация Альтаир.

Альтаир решил дать бой в третий раз отстроенному флоту Чулаков. Совершив манёвр, походу уничтожив добывающие корабли Чулаков, Альтаир с двух сторон атаковал их боевой флот. Победа за Альтаиром.

Золотые прям минералы. Там должно быть не меньше 100, чтобы покрыть расходы и недополученную прибыль с К6 и организацией под боком имперского анклава.

Как показали дальнейшие события – не стоит распылять силы на несколько игроков. Если где-то получилось зажать противника (даже если вы этого и не планировали) нужно завершать операцию бомбардировкой его колоний.

К этому времени Вассир отстроил мощный флот в 6 Боевых Крейсеров (BC) с Атакой +2 и Движением +1. Чужие были мгновенно уничтожены.

Вассир: Ксеносы! Несу вам свет Императора! У нас мертвый Император на Золотом Троне! Смерть еретикам!

Терра тоже подсуетилась и атаковала скрытых Чужих на задворках своей Империи, да и всей Галактики. Отлично проведя сражение военные Терры заслуженно праздновали победу.

Вывод: Чужие – это ПО, без всяких лукавых отговорок в стиле: «ой, это же их ещё и победить нужно»; «ой, это ещё подождать нужно, пока колония разрастётся» или «ой, это ещё защищать её нужно». Мой вам совет – не слушайте отговорки, а воспринимайте и планируйте свою дальнейшую стратегию, отталкиваясь от аксиомы «Чужие у врага – это ПО в его кармане». Это не всегда так (если оппоненты не спят), и это будет показано ниже, но это лёгкое ПО, которое резко сокращает длительность и до того «короткого» сценария.

10 раунд

Альтаир в очередной раз разгромил Чулаков и выдавил их из нейтрального сектора, после чего был заключен так давно лелеяный красными мир. Но в текущих условиях, он уже был не актуален.

Чулаки, пока еще не поздно и в космосе не воцарилась одна империя, мы снова призываем вас к полной демилитаризации линий Ф5-G5. Наш флот уйдёт сразу после забора материалов и не будет приближаться к вашей границе, если ваш флот покинет демилитаризованные сектора. Мы с вами сейчас находимся в сложной обстановки, когда Вассиры и Терра имеют, считайте по 2ПО. Нужно уже сейчас задуматься, как их остановить. Ведь они захотят третье — победное ПО. Будут они его брать на стороне или не захотят отдавать волю случаю и разберутся друг с другом? Пока ещё не поздно и свободная жизнь продолжается, может отойдете и выберите новую тактику? Ведь у вас все есть под боком…..

Распылив силы и потратив кучу времени на Чулаков, Альтаиру нужно было окончательно решать вопрос господства – с ними, а не отходить и не перебрасывать силы на другие участки. Захватив планету Чужих под боком у Терры, он получил стратегическое преимущество, но распылённые силы (а ещё и правило апгрейта на верфях) не позволили ему совершить стремительный бросок дальше на восток.

После перемирия с Альтаиром, Чулаки взяли планету чужих под боком у Вассира. А Терряне захватили далёкую планету Чужих.

Space Empires 4X

11 — 12 Раунды

11 раунд

Терра неожиданно совершает блицкриг и захватывает ещё две планеты Чужих, которые были известны только им, в дальних восточных просторах на краю цивилизации. Им осталось только дождаться их роста и получить автоматическую победу за 3 ПО. В связи с последними событиями Альтаир опять включил свой ретранслятор.

Жители Терры, обращаюсь к вам, да и ко всем империям. Для полного спокойствия в галактике, необходимо, чтобы каждая империя имела равное количество влияния. Вассир и Терра уже заявили о себе. Альтаир пытается. Потом заявят и Чулаки. И когда все будут равны (иметь по 1 ПО) – наступит истинное спокойствие. Терра, Альтаир предостерегает вас от необдуманных поступков. Напав на Альтаир и получив второе ПО, вы поставите себя в положение безоговорочного победителя. Думаю – это не выгодно всем, даже включая вас. Предлагаю вам подписать мир, по естественным – текущим границам, пока еще наши империи не будут втянуты в затяжные войны.

12 раунд

Альтаир предпринял осторожное наступление на Терру и даже уничтожил одну планету (2/3 ПО), но время было упущено ещё два раунда назад …

Вассиры отстроив рейдеры напали на экономически ослабленных Чулаков. Рейдеры, легко минуя кое как укрепленную приграничную планету чулаков, ранее населяемую чужими, за два хода уничтожили две (+2 ПО) не защищённые планеты в домашнем секторе Чулак. Победа Вассира! (1 ПО за планету Чужих и 2 ПО за планеты Чулаков).


Мнения участников о партии и игре.

Vitozz (Вассир, жёлтые):

Многого от Space Empires 4Х не ждал. Имелся опыт полутора партий и впечатление от игры было — много хороших идей и контента, и огрооомный фактор случайности (о котором ниже), могущий превратить партию в труху.
Оттого, что многого не ждал, не был и разочарован прошедшей партией. Она лишь подтвердила — игра, к сожалению, середняк.

Партия с моей стороны сложилась так…

После открытия Внутреннего космоса я решил направить весь удар на игрока справа (Чулаки, зелёные). Игрок снизу (Терра , синий цвет) имел выход только на одну планету, следовательно это направление проще защищать, чем кластер планет в противоположном углу.

Казалось бы заручившись договором о не вхождении в приграничные сектора Дальнего космоса, я спокойно начал наращивать прежде всего самые медленно развивающиеся направления — это Ship Yards и технология Movement. Самое главное было НЕ СТРОИТЬ дестроеры и крейсеры, НЕ ОТКРЫВАТЬ технологию разведки, сыграть в атаку с одноразовым шансом на успех.

Неожиданное (мягко говоря еще) нарушение договора со стороны Чулаки, едва не разрушило мои планы. Я еле удержался от того , чтобы не построить промежуточный флот из Крейсеров, решив все же рискнуть и ограничится Базой. Но к моей удаче Чулаки развернули флот, ушли из приграничной Небулы, где мне неизбежно пришлось бы их выбивать (это очень трудная задача в Небуле) и я обошелся малыми затратами (тем не менее этот ход Чулаки привел к переносу планов на ход).

В отличи от своих соперников, учитывая краткотекучесть партии, я не питал иллюзий относительно технологий Чужих. Так оно и оказалось — техи полученные от Чужих никак не повлияли ни на что, однако их планета позволила вплотную приблизится к границам Чулаки.

Настал момент истины — в течении трех ходов один игрок неизбежно выигрывал.

Это мог быть красный игрок, несомненно обладавший самым сильным флотом (правда у него просто безобразно работал передатчик, просто беда) и выход в сторону всех трех игроков (даже мою) , это мог быть Терра, внезапно получивший трех (даже четырех) Чужих под бок. И это мог быть я . Надо было только рискнуть.

За два хода я построил Флот из Рэйдеров, вознес молитву Богу — Императору о том, чтобы у Чулаки небыло технологий Сканера, просто уничтожающую мою задумку, и полетел.

На мой взгляд игра по настоящему сломана лишь в одном аспекте — расположение игроков . Квадратно-гнездовое расположение ( А — B сверху, C — D cнизу) сводит игру к неизбежному противостоянию между парами B — A или B — C . При этом , поскольку воевать на два фронта здесь попросту невозможно, следует сразу выбрать сторону в которую пойдет твой флот в финальном рывке и готовится именно к нему. Неожиданности возможны, но маловероятны.

Отсюда и фактор случайности, о котором я сказал с самого начала — представьте , что игрок А атаковал игрока B и получил встречный флот (ведь игрок B также точил зуб в сторону игрока А). Между ними разгорается жаркая битва. В тот же самый момент игрок С бьёт в незащищенный тыл игрока B и проходит как нож сквозь масло собирая очки. Игра закончена, так и не начавшись …

Наивный варгеймер (Чулаки, зелёные):

По партии.

С самого начала я играл не на победу, а для того, чтобы пощупать механики. Так что порой некоторые мои безрассудные действия во время партии вызывали недоумение у моих партнеров. А мне просто хотелось приключений! С этой точки зрения игры выглядит достаточно «сухой». Исследование дальнего космоса с чужими цивилизациями могло бы внести небольшое разнообразие в игру (но они оправдали себя), а «Машины судного дня» могли бы бросить вызов (но мы изначально не использовали их в игре). Так что на начальном этапе пришлось «вариться в собственном соку» и надеяться, что открытие дальнего космоса и доступ к игрокам-соседям выведут игру на новый виток.

Но «новые горизонты» ни к каким новым взаимодействиям не привели. У меня были приграничные стычки с Альтаиром (расположенной на «юге» цивилизации), в том числе за ресурсы – минералы, — но так как цена ошибки была достаточно высокой (если ты ввяжешься в кровопролитные бои, этим могут воспользоваться кто-то из сторонних наблюдателей и ударить тебе в тыл), ни к чему это не привело. Тем не менее я намеренно пошел на обострение, чтобы, во-первых, оживить партию, во-вторых, подрезать флот Альтаира, так как по всему было видно, что красные, имея хорошие финансы, потихоньку наращивают силу для удара. Для меня, очевидной целью для Альтаира должна была стать моя цивилизация. Не питал я иллюзий на счет и цивилизации желтых – Вассира, — которая по некоторым признакам активно прокачивала технологию движения, чтобы быстро достичь планет соперников, а ближайшей цивилизацией к желтым была моя. Так и вышло!

По игре.

Ожидания от игры у меня были достаточно высокие: после прочтения правил у меня сложилось ощущение, что игра достаточно хорошо продумана, как по технологиям, так и по боевке и ведению финансов. На деле оказалось все уныло. Долгое развитие в «песочнице» и почти полное отсутствие взаимодействия с противниками на начальном этапе, осторожное исследование дальнего космоса и опять почти отсутствие взаимодействия с противниками в миде, неожиданная концовка в конце партии (вообще не уверен, что это был эндшпиль) на фоне PBEM вызывало небольшое недоумение. Ни эпика, которого я ожидал, ни вызова в виде преодоления себя и опасностей космоса от игры я не увидел. Тема космических боев оказалась не раскрыта: банально не хватило времени партии, чтобы вдоволь повоевать. По ходу игры отпало желание приобретать данную игры в свою коллекцию :(. Единственное, что могло изменить мое отношение к игре, это сыграть партию в живую, тем более, что ее мне хвалили именно за атмосферу живого общения игроков и «дипломатию».

SOU (Терра, синие):

При симметричном игровом процессе — дипломатия особо и не нужна, плюс нет ресурсов для торговли. Дипломатия в VQ — тоже куцой показалась: можно было раза в 3 сократить переговорную часть. Да и типичной оказалась: не дружим против «лидера», а в конце с победителем вообще не договариваемся. Кто играл в Игру престолов — дипломатия один в один.

«Space Empires 4x» привлекла наличием скрытой информации. От игры получил то, что ожидал на этапе прочтения правил: несложную игру с туманом войны. Так, как играли, по сути, в базу с небольшим количеством доп. правил — разнообразие игры проявилось в рандомной карте.

Из минусов:

— полная симметрия сторон (в базовой игре);

— сильное влияние стартовой расстановки карты;

— неполный туман войны: часть кораблей всегда видны (колонизаторы, шахтеры);

— слегка линейное развитие технологий;

— совсем простые бои с ведром кубов;

— скучные условия победы.

Из плюсов:

— туман войны (не знаю, как хорошо мне удалось им воспользоваться, нужны отзывы других игроков);

— весьма простые правила, мало исключений;

— большое разнообразие (обязательно допы);

— в живую должно играться весьма быстро;

— слабый даунтайм — Большой ход поделен на 3 микрохода плюс одновременная фаза Экономики.

Knish (Альтаир, красные):

По партии.

0) Я не хотел верить в намёки на то, что игра заканчивается не начавшись.
1) До последнего раунда по большому счету туман-войны не мешал. Я просчитался не из-за него.
2) Было понятно, что ты двигаешь что-то одиночное, чтобы я быстро не долетел до планет , а был вынужден стопаться и сражаться.
3) Вынужденными очень успешными сражениями с чулаками нужно было воспользоваться. Увы, помутнение.
4) Играли бы с доп. правилом автоматический апгрейд — я бы давно уже рашил. И как писал раньше, это бонус атакующему и я думаю всё бы я сделал как надо.. чуть ли не на 9 раунде +-
5) Про перенос верфи, чтобы обновить группировку — даже не подумал.
6) С последнего раунда, если у игрока мало что засвечено — конечно интрига добавляется…..

По игре.

Эконом фаза просто огонь. Туман войны – хорош. Но со всем остальным — авторы слишком промахнулись. Самый главный, из-за которого и сыпется вся игра – это ужасные условия победы и малое их количество. Какой-то абсурд выпускать три допа по 50 баксов каждый к игре за 50 баксов, в которые не успеваешь поиграть, т.к. партия заканчивается раньше )

1) Короткая — 3 ПО берутся очень быстро – Чужие, дерзкая вылазка и\или продуманный раш – всё игра может спокойно закончится на 10 раунде, толком не начавшись, т.к. за это время вы не сможете насладится разнообразием флота, долго подбираемыми доп. правилами и т.д. (вы это либо не успеете изучить, либо не успеете построить, или не успеете применить).

2) Средняя – уничтожить родную планету. Победа сразу нацеливает и так далеко не ветвящуюся различными стратегиями игру на жёсткие прямые рельсы. Главное бахнуть вражескую планету (цель выбирается до 4 раунда) и не допустить к своей – всё остальное побоку.

3) Долгая – победитель должен остаться один. Для меня очень интересно, но в реале навряд ли вы такое отыграете. Вся надежда на асинхрон. Но даже через ПБеМ не все готовы играть с таким условием победы… (Но, я ещё раз сяду за игру, если только условия победы в партии будут такими, чтобы в игре прочувствовались все доп. правила со всех допов).

Ах-да. Одновременно с тем, как хороша экономическая фаза, она таит в себе большую проблему. Вероятность ошибки – очень высока – и вы никогда не узнаете была ли она допущена или нет (даже электронные таблицы муторно, да и не охота проверять (Вассир, я когда-нибудь всё же доберусь до твоих записей и отменю твою победу 😉 ), не говоря уже о реале, когда все разбегаются по домам…).

Поделиться в социальной сети

Отправить ответ

Please Login to comment
  Подписаться  
Уведомить