Pax Romana. 6 Сценарий: Средиземное Море. 1 Ход (300-275 до н.э.)
PBeM+
Когда не удаётся собрать игроков для партии в варгейм в режиме онлайн, то приходится искать игры с контролируемым асинхронном (но выбор из варгеймов, представленных в цифровых версиях, очень маленький). А если мы говорим об игре Римский Мир (впечатление о игре Pax Romana можно прочитать здесь) на четверых, когда игрок может просидеть час или два в ожидании своего вытянутого чита активации, то на игру в онлайн режиме рассчитывать не приходится. Чистый PBeM режим на двоих работает, как для меня, неудовлетворительно, а на 4х и не стоит заикаться. Поэтому был разработан регламент улучшающий режим до PBeM+ с использованием стороннего сервиса acts, для скрытой раздачи карт + логированные броски кубиков, а для общения — чат в ВК (доступный у всех на телефоне, когда можно в любой момент черкнуть короткий ответ оппоненту насчёт прерываний).
Начали мы 08.08.2019 и надеюсь хватит сил завершить эту партию до конца.
6 Сценарий
Средиземное Море (Mare Nostrum) — Ультра-Исторический Сценарий
В игре Римский Мир есть два самых больших сценария на 4х игроков – это 5 Сценарий: Возвышение Рима (The Rise of Rome) в котором, как обычно, игрок за Восток управляет объединённой державой из Птолемеев (Египет) и Селевкидов (Сирия); и 6 Сценарий: Средиземной Море (Mare Nostrum) в котором диспозицию делают более исторической — выводя Царство Птолемеев (Египет) из управления Востока причиняя тем самым игроку боль и страдания.
Естественно мы выбрали боль и страдания для Востока, а чтобы полностью ощутить данный эффект, не стали использовать опциональные правила для шестого сценария (прямо скажем не очень изящные, топорные, может и нужные, но для точного понимания их необходимости — вначале сыграем без них), которые серьёзно усложняют жизнь Грекам и слегка Карфагену. Судя по комментариям авторов и игроков, за Восток будет выиграть практически не реально. Отзывы по Риму чуть радужнее — он должен выстоять, а потом уж развернуться во всю мощь.
Опциональные правила самой игры: Истощение в Труднопроходимой Горной Области (9.6.5); Легионы Без Кавалерии (10.4.5) на 9-10 Игровой Ход, но с улучшенными показателями и Расформирование Отрядов ТП/ЛГ (14.2.2).
Опциональное правило Переброса (10.3.5) в сражении, когда игроку с большей Армией (как минимум в два раза), даётся шанс, который ещё нужно реализовать, перебросить кубик, что влечёт за собой согласно механике, дополнительные 2-3 броска и возможное вовлечения оппонента в это дело, решили не использовать. Одна из причин неиспользования данного правила заключается в ускорении игры, но главное – это в боевых условиях на длинной дистанции проверить, нужно ли вообще это правило, т.к. исторически нет ничего удивительного в том, что здоровенная армия может где-то застрять по различным причинам (одна активация игрока – это по временным рамкам занимает в районе 6 лет, поэтому сражения здесь симулируют не одну битву, а целую кампанию) или совершить безумный блицкриг, умывшись пирровой победой (согласно механике сражений: игрок владеющий тактическим преимуществом может, как сократить свои, так и увеличить потери противника; сокращая свои потери при не уничтоженных вражеских силах, он вынужден перегруппировываться и атаковать снова – теряя время измеряемое в ОД).
Диспозиция
Данный сценарий охватывает историю, как Средиземного Мира, так и за его пределами со времён войн Диадохов в Малой Азии с конца 3-го века до н.э. и до середины 1-го века н.э. — конца Римской Республики.
Диспозиция, используемая в сценарии, позволяет вам начать с исторической ситуации, которую возможно воссоздать на этом уровне игры. Она отражает чрезвычайно запутанную и нестабильную ситуацию в восточном Средиземноморье. Первая Война Диадохов только, что закончилась (поражением Селевка от Антигона и Деметрия при Ипсе расположенным вне карты на востоке) и большинство игроков, вовлечённых в неё, имеется ввиду Греция, Азия и ближневосточные державы, находятся в аморфном состоянии неопределённости и волнения из-за результатов Сражения:
• Деметрий и его огромный “Азиатский” флот Контролирует Сидон, Тир и Кипр. У него только 9000+ сухопутных войск – 2 ТП в Эфесе. Однако, Деметрий воспользовался возможностью снова влезть в греческую политику, получив повторное назначение на управление Афинами. (Не спрашивайте, как и почему.)
• “Греция” (Лисимах [во Фракии] и Кассандр) воспользовались этой возможностью, чтобы захватить большую часть “Азии” за исключением прибрежных городов.
• Восток разделён на две разные Державы – Селевкидов и Птолемеев (Египет). Селевкиды – это Держава игрока, который играл бы за Восток в Сценарии V. Египет – это Независимая Держава, управляемая по специальным правилам.
Ход 1 (300-275 до н.э.)
Италия
Пирр, царь Эпира и Македонии, обрушился (4ТП, 2ЛП, 1К и 1С) на территорию Рима. Сходу была разорена и предана огню Капуя, после чего войско повернуло на север в Цизальпийскую Галлию, обойдя, сильно укреплённую и с внушительной армией в 4 легиона, столицу Рима с востока.
Последствия разрушительных военных действия на территории Рима не заставили себя долго ждать – в Цизальпийской Галлии вспыхивает восстание рабов, пока ещё малочисленное, но питаемое надеждами, что, следуя за Пирром, они смогут отомстить своим прежним хозяевам.
Армия рабов постепенно увеличивалась, но атаковать поселение, в котором римская армия за счёт подкрепления выросла до 3 легионов не спешила, ну а после того, как Пирр повернул на юг, нацелившись на новое римское поселение в Бруттии, которое было под защитой двух легионов, дни восставших были сочтены – без поддержки регулярной армии самим рабам не справиться.
При движении в Бруттию Пирр был перехвачен римскими 4 легионами, которые до этого вырезали греческие гарнизоны в Центральной Италии. Римляне потерпели поражение потеряв полтора легиона, но Пирр не стал преследовать армию, а сохранив свои силы, кроме убитых слонов, и время, атаковал римское поселение. В обороне римские легионы сражались отчаянно. Пирр потерял два отряда тяжёлой пехоты, но противник лишился одного легиона, а стены были основательно разрушены. В то время, как Пирр готовил новый штурм, римляне успели починить стены и готовы были дальше стоять на смерть.
В Цизальпийской Галлии воинский контингент из 3 легионов расправился с восстанием рабов, после чего уже ничто не мешало экономическому развитию провинции и римское поселение выросло до города.
Пирр много времени потерял под стенами Паеструма в то время, как римский сенат крутился ака пчёлка (+1 активация) усиливая свои области, поэтому был вынужден ретироваться и отправится на территорию Дуная, где успешно провёл сражения против местных племён. Но Бруттиум остался за Грецией. Дерзкая вылазка лёгкой пехоты в Региум увенчалось успехом позволив сохранить контроль над провинцией Бруттиум, а отправка контингентов в Ионию и в Понт, проигнорировав предупреждение Селевка о недопущении греков на территорию Малой Азии за пределами Ионии, также обеспечили контроль греков над этими провинциями.
Греция
В Афинах вспыхнул митинг, санкционированный или нет, не разобраться. Вопрос о продажности архонтов волнует граждан на экклесии, а также необдуманная агрессия милитаристской Греции в Италии и в Малой Азии, в которой гибнут греческие войска, а самое главное переселенцы, поверившие в рассказы про лучшую жизнь, где-то там в далеке. Спешно был направлен воинский контингент в Афины для пресечения беспорядков. В северной столице Пелле люди также вышли на митинг в поддержку граждан в главной столице — Афинах. Однако, архонты быстро и чётко, копьями и щитами, усмирили недовольных.
Малая Азия
Греки неспешно обживали территорию Малой Азии: возводили поселения на островах Лесбос и устремились поселенцами в центральные провинции.
Селевк I Никатор собрал мощную армию (5ТП, 5ЛП, 2К и 3С) и двинул её в Малую Азию дабы пресечь греческую экспансию в глубь территорий. Армия была мощная, сильная, но очень медленная – то мешала погода, то проводники сбивались с пути, то не хватало снабжения (активация желала лучших бросков), поэтому общий их путь был не оптимальным, запутанным и не до конца понятным. Армия Селевкидов атаковала греческое поселение в Ионии, затем пустилось в погоню в горы за убегающим греческим лёгким отрядом. Он был уничтожен, но на перевале греческая тяжелая пехота отбросила войско и Селевк решил отойти обратно в Киликию по пути уничтожив захваченное греческое поселение в Сардах.
В Киликии было основано поселение Селевкия, а войско отправилось штурмовать горные перевалы в центральной провинции Малой Азии — Галатии. В ходе отчаянного и упорного сопротивления малочисленные грекипотерпели поражение потеряв отряды лёгкой, тяжёлой пехоты и гарнизоны, охранявшие поселенцев. Дальше Селевкиды атаковали греков в Понте на переправе в Никомедии уничтожив тяжёлую пехоту и гарнизон, а затем неожиданно отошли обратно в Киликию, затем в Люцию и основали там новое поселение.
Поселения Иерусалим, а затем и Селевкия бурно развиваясь выросли до городов.
Из Антиохии отряд лёгкой пехоты совершил успешное вторжение в Армению, после чего эти территории стали контролироваться селевкидами.
Испания
Наблюдая за сражениями в Италии и пользуясь моментом Карфаген отзывает все свои силы из Западной Сицилии, забирает почти всех из Африки и отплывает на покорение Испании, Пиренейского полуострова.
Карфагенское войско встречало на своём пути сильные варварские племена, что сильно замедляло продвижение, но всё равно методично побеждало их захватывая провинции Испании: Бетику и Лузитанию. Однако, при продвижении в глубь территории Испании, войско догнала ужасающая весть: племена, которые были разбиты и рассеяны в сражениях, снова собрались в своих областях провинций Бетики и Лузитании; а в Африке разразился голод, поэтому снабжение некоторое время будет ограничено. Вследствие чего, войску карфагенян пришлось разворачиваться и снова зачищать Лузитанию, а в Бетике, было решено основать поселение Малака, в котором местный воинский контингент будет обеспечивать безопасность всей провинции.
Карфаген продолжил завоевание Испании, захватив провинцию Галлеция и основав поселение на богатых рудниках Бергидиума.
Итоги первых 25 лет
За первый игровой ход, который длился 6 реальных дней, было отыграно 17 полноценных активаций игроков. Темп отличный, интересно, как долго он таким продержится.
Греция на первом месте с 9 ПО. Заслужено. Благодаря мастерским последним ходам она вернула под свой контроль Бруттиум, Понт и Ионию.
Карфаген на втором месте с 8 ПО. Мог сыграть лучше, продвинутся чуть дальше по территории Испании (улучшив стратегическую позицию на начало второго игрового хода), но по очкам изменений скорей всего бы не было. У него и так первое место по Географическим Целям (GOP), а по Очкам Цивилизации (CP) так бы и остался на третьем.
Восток на третьем месте с 5 ПО. Перемудрил в Малой Азии, как из-за плохих активаций, так и из-за плохого планирования. Мог бы заработать, как минимум на одно ПО больше, а Грецию лишить одного ПО.
Рим замыкает с 0 ПО. С одной стороны, выжил, но не вернул под контроль Бруттиум, хотя ПО все равно бы не получил, но мог бы на конец игрового хода иметь три города, что позволило бы уменьшить ПО Карфагену на один. Награды не такие, чтобы из-за них рисковать стратегическим положением на второй игровой ход, поэтому Рим сыграл прагматично и точно.
Отличный отчет!