ETO / TitE или военная игра моей мечты

Камрад Erich Honecker написал обзор, любезно поделившись им с нами, на варгейм монстр оперативного уровня (но если говорить точнее, то на той грани где оперативный плавно перетекает в стратегический уровень). Erich Honecker не только пишет, но и активно играет не только в реале, но и через Вассал, а т.к. автор игры любезно выложил все материалы по игре в свободный доступ — вы можете легко и непринуждённо присоединиться к нему на партейку-другую. (с) Knish

Thunder in the East

ETO. Thunder in the East, vol I

Эта настолка уже некоторое время мелькает у меня на странице, но какой-то внятной рецензии или обзора я до сих пор так и не сподобился написать. Исправить это никогда не поздно, особенно, к контексте моей лично заинтересованности в привлечении игроков к данной, без всякого сомнения, замечательной игре.

ЕТО (European theater of operations) — это серия настольных варгеймов от VictoryPoint games посвященных, как не трудно догадаться, второй мировой войне в Европе. Масштаб предполагается самый что ни на есть колоссальный. В собранном виде это предполагается примерно вот так:

На фото автор игры, Френк Чедвик.

Сама серия только недавно дебютировала с первой частью, посвященной Великой Отечественной войне, или, как её любят называть на западе, восточным фронтом. Сейчас готовится к выпуску вторая часть, посвященная средиземноморскому ТВД — покатушки Роммеля и Монти, с неба в бой на убой на Крит, оборона Мальты. Пока вторая часть доступна в виде пре-альфа модуля на Вассал с кое-как сбитыми в один документ правилами и вырвиглазным наброском карты, которые, по моим наблюдениям постоянно переписываются, так что играть в это пока можно весьма ограничено. Поэтому сейчас я бы хотел поговорить в первую очередь о первой части, Thunder in the East или, сокращенно, TitE.

Игра разворачивается непосредственно с 22го июня 1941 года и теоретически может длиться до конца февраля 1945го. День Победы, конечно, произошел несколько позже, но эта верхняя планка связана с тем, что игра рассказывает о войне восточней немецкой границы — левый, западный, край карты ограничен городами Познань и Бреслау (их даже толком не видно, только половина гекса). Это можно считать недостатком, так как поставить жирную точку взятием Берлина в этой игре невозможно (пока, в расширениях территория Германии естественно будет), но если смотреть на это преимущественно с военной точки зрения, то это едва ли недостаток — самые интересные и важные для хода Войны операции игра показывает без всяких оговорок.

На юге карта ограничивается Болгарской границей и Закавказьем (Батуми), к востоку — предуральем. А вот с севера всего навсего Выборгом, что уже без всяких скидок является недостатком игры в текущей комплектации — Финнов в игре как бы нет. Их конечно тоже добавят потом, но без них оборона Ленинграда выглядит откровенно неполной, да и оборона «железки» от Мурманска, по которой шла значительная часть Ленд-Лиза это тоже важный эпизод войны, который хотелось бы видеть в базовой комплектации.

Сама игра в первую очередь сфокусирована на наземной войне, все остальные среды, как то море или воздух являются целиком вспомогательными и подчинены нуждам ваньки-пехотинца сидящего в окопе. Это решение мне кажется правильным, особенно для ВОВ, в которой авиация не проводила массовых самостоятельных акций (кроме немцев, для которых это частенько очень плохо заканчивалось). Ну а флот… сейчас в игре его считай что нет, уровень абстракции слишком велик. Однако, по заверениям разработчиков, с выходом второй части ЕТО, и, соответственно, готовностью механики флота, TitE тоже получит расширение флотской механики — можно будет даже достроить линкор Советский Союз и терроризировать им немецкую Балтику.

Основным юнитом, которым распоряжается игрок является корпус. В некоторых случаях, их можно разбить на дивизии, чтобы усилить другие соединения, или наоборот, соединить в армии для создания кулака, пробивающего вражескую оборону, но основные тяготы и лишения войны несут на себе именно корпуса.

Механика игры строится на концепции «движение-атака-движение», что с одной стороны позволяет реализовывать успехи и прорывы, а с другой поощряет контратаки. Последнее можно назвать основной фишкой игры — она вся построена на контратаках. Играя на СССР вы не сможете пересидеть немца в окопах. Вам с первой же недели придется собирать по частям отступающие мехкорпуса и пехоту и бросать их в контратаки. Безнадежные, неудачные в начале, в полном господстве в воздухе немецкой авиации, но оттого еще более необходимые. Задача — не остановить, а задержать. Дать время стране мобилизоваться, создать вторую, третью линию обороны, развернуть снабжение и тылы взамен уничтоженных — все это нужно покупать жизнями бойцов. Этот трагический реализм одна из главных причин, почему эта игра так меня восхитила, но не единственная.


Советские войска в Белоруссии окружены и скоро погибнут, но они дают время вырасти новой армии на востоке.

В целом, здесь показана достаточно интересная концепция войны — немецкие войска сражаются на оперативном уровне: двигают танки, окружают, стараются вырваться на простор. А советская сторона в это время ведет стратегическую войну — считая собственные ресурсы, Советский Союз с первых дней войны подтачивает силу немца, заставляя того тратить крайне ограниченные ресурсы на пополнения и экстренные вылеты авиации. И задача — сделать так, чтобы к зиме немецкие войска остались лишь тенью былого величия. Чтобы с появлением свежесформированных танковых корпусов отбросить ослабленного противника, лишенного авиаподдержки в суровую непогоду.

Здесь же проявляется еще одно преимущество игры, из-за её фокусировки на оперативный масштаб, здесь нет типичной проблемы для многих игр по ВМВ — неадекватных оценок отдельных видов техники. Точнее, почти нет. На земле юниты не меняют своих характеристик в течение всей войны. Как начинал немец в 41ом с танковым корпусом с атакой 12, так и в 44ом он тоже будет пытаться остановить советские атаки им же. У советов — общевойсковая армия тоже всю дорогу одна и та же. Но, конечно, кое-что меняется. Реформы в РККА, особенно в её моторизованных частях в игре отражены — начиная игру с многочисленными, но слабоорганизованными мехкорпусами, РККА постепенно отказывается от них в пользу небольших, но кусачих танковых корпусов и конно-механизированных групп, постепенно дорастая и до крупных соединений, сталинского кулака — танковых армий. Этим игра показывает, что в общем-то нет разницы, какой у тебя танк — если ты хорошо организован, то и «тройка» победит КВ, а если твое соединение без топлива и снарядов, то и пантера не спасет от «тридцатьчетверок».

Продолжая тему организации — в игре хорошо отражена изначальная дезорганизованность РККА, находившейся в процессе реорганизации в начале войны. Игрок на СССР не знает силы своих корпусов — это может быть как прекрасно оснащенный мехкорпус с атакой 8, так и жалкий мотострелковый с атакой 1. Поэтому начальные контратаки игрок должен планировать чуть ли не вслепую, как и в истории, когда ставка приказывала уже разгромленным частям отбросить противника за государственную границу.

Конечно, со временем обстановка проясняется и уже через месяц-другой советские войска ведут бой уже уверенней, зная на что способны.

Однако, не стоит думать, что СССР в игре представлен бездонной бочкой, способной закидать немцев мясом. После первого месяца, когда мобилизация создает до полутора десятков новых соединений за неделю (это длительность одного хода), скорость с которой новые советские граждане отправляются на фронт существенно падает. И уже на второй месяц войны терпеть поражения становится куда обидней — затыкать прорывы придется, возможно, снимая войска с других участков.

Авиация в игре тоже является важным ключом к победе — немецкая авиаподдержка легендарных «Штук» способна сорвать советам любую контратаку. Но уже во второй половине войны новенькие Ил-2М будут с легкостью превращать в фарш уже немцев. Здесь конечно уже есть некоторые сомнительные моменты, связанные с тем, что воюют у нас здесь юниты с картинкой самолетика — Фокке-Вульфы и Мессершмиты хоть и малочисленны, но значительно более сильны, чем советские аналоги. Да что там, советские самолеты становятся конкурентноспособны лишь с появлением Ла-5. А до этого — либо лендлизовские П-40, либо обидные потери в воздухе. Да и в целом выбор названий техники весьма сомнителен.

Ранние советские истребители почти не способны противостоять немцам.

Авиация тоже требует ресурсов — вылететь один раз за ход можно бесплатно, но есть же еще ход противника! Извольте потратить топливо, которое в дефиците, особенно у немцев, или противник припомнит вам каждую обиду.

Сами же бои происходят по довольно стандартной схеме, через таблицу бросков:

Как видно, при соотношении 5:1 и выше, у обороняющегося уже почти нет шансов.

Считаем сумму атакующих, сумму обороняющихся — и получаем соотношение. Кинули кубик — получаем результат. Просто и быстро, что так же является важным достоинством — при таком масштабе игры было бы очень неприятно утонуть в множестве второстепенных вычислений.

Кроме того в игре огромное количество прочих минорных механик, которые можно по желанию подключать или отключать: ночные и стратегические бомбардировки, воздушные десанты (можно тоже ночью!), партизанская война(по обе стороны — наши белорусские партизаны и всякие УПА с лесными братьями за нацистов), эвакуация и захват промышленности, погода, стратегическое ПВО и многое другое. Стоит так же заметить, что все они достаточно простые сами по себе, и не переутяжеляют игру.

Ах да, еще в игре есть карты. Они выполняют здесь только вспомогательную роль, но все равно являются хорошим способом неприятно удивить своего оппонента или же порадовать себя небольшим подкреплением.

Что если главный удар окажется совершенно не там, где его ждали?

В целом я донельзя восхищен этой игрой, прекрасным отражением масштаба великого противостояния. К сожалению, на русском языке её нет и не предвидится, да и в бумажном виде её достать тоже задача нетривиальная.

На выручку приходит прекрасный модуль для Вассала, от самих разработчиков — он очень удобен в использовании, и, что немаловажно, качественно отрисован.

Настоятельно рекомендую попробовать — все ресурсы игры доступны совершенно бесплатно на https://www.victorypointgames.com/eto_hub

Поделиться в социальной сети

Отправить ответ

Please Login to comment
  Подписаться  
Уведомить