ETO / TitE или военная игра моей мечты
Камрад Erich Honecker написал обзор, любезно поделившись им с нами, на варгейм монстр оперативного уровня (но если говорить точнее, то на той грани где оперативный плавно перетекает в стратегический уровень). Erich Honecker не только пишет, но и активно играет не только в реале, но и через Вассал, а т.к. автор игры любезно выложил все материалы по игре в свободный доступ — вы можете легко и непринуждённо присоединиться к нему на партейку-другую. (с) Knish
Эта настолка уже некоторое время мелькает у меня на странице, но какой-то внятной рецензии или обзора я до сих пор так и не сподобился написать. Исправить это никогда не поздно, особенно, к контексте моей лично заинтересованности в привлечении игроков к данной, без всякого сомнения, замечательной игре.
ЕТО (European theater of operations) — это серия настольных варгеймов от VictoryPoint games посвященных, как не трудно догадаться, второй мировой войне в Европе. Масштаб предполагается самый что ни на есть колоссальный. В собранном виде это предполагается примерно вот так:
Сама серия только недавно дебютировала с первой частью, посвященной Великой Отечественной войне, или, как её любят называть на западе, восточным фронтом. Сейчас готовится к выпуску вторая часть, посвященная средиземноморскому ТВД — покатушки Роммеля и Монти, с неба в бой на убой на Крит, оборона Мальты. Пока вторая часть доступна в виде пре-альфа модуля на Вассал с кое-как сбитыми в один документ правилами и вырвиглазным наброском карты, которые, по моим наблюдениям постоянно переписываются, так что играть в это пока можно весьма ограничено. Поэтому сейчас я бы хотел поговорить в первую очередь о первой части, Thunder in the East или, сокращенно, TitE.
Игра разворачивается непосредственно с 22го июня 1941 года и теоретически может длиться до конца февраля 1945го. День Победы, конечно, произошел несколько позже, но эта верхняя планка связана с тем, что игра рассказывает о войне восточней немецкой границы — левый, западный, край карты ограничен городами Познань и Бреслау (их даже толком не видно, только половина гекса). Это можно считать недостатком, так как поставить жирную точку взятием Берлина в этой игре невозможно (пока, в расширениях территория Германии естественно будет), но если смотреть на это преимущественно с военной точки зрения, то это едва ли недостаток — самые интересные и важные для хода Войны операции игра показывает без всяких оговорок.
На юге карта ограничивается Болгарской границей и Закавказьем (Батуми), к востоку — предуральем. А вот с севера всего навсего Выборгом, что уже без всяких скидок является недостатком игры в текущей комплектации — Финнов в игре как бы нет. Их конечно тоже добавят потом, но без них оборона Ленинграда выглядит откровенно неполной, да и оборона «железки» от Мурманска, по которой шла значительная часть Ленд-Лиза это тоже важный эпизод войны, который хотелось бы видеть в базовой комплектации.
Сама игра в первую очередь сфокусирована на наземной войне, все остальные среды, как то море или воздух являются целиком вспомогательными и подчинены нуждам ваньки-пехотинца сидящего в окопе. Это решение мне кажется правильным, особенно для ВОВ, в которой авиация не проводила массовых самостоятельных акций (кроме немцев, для которых это частенько очень плохо заканчивалось). Ну а флот… сейчас в игре его считай что нет, уровень абстракции слишком велик. Однако, по заверениям разработчиков, с выходом второй части ЕТО, и, соответственно, готовностью механики флота, TitE тоже получит расширение флотской механики — можно будет даже достроить линкор Советский Союз и терроризировать им немецкую Балтику.
Основным юнитом, которым распоряжается игрок является корпус. В некоторых случаях, их можно разбить на дивизии, чтобы усилить другие соединения, или наоборот, соединить в армии для создания кулака, пробивающего вражескую оборону, но основные тяготы и лишения войны несут на себе именно корпуса.
Механика игры строится на концепции «движение-атака-движение», что с одной стороны позволяет реализовывать успехи и прорывы, а с другой поощряет контратаки. Последнее можно назвать основной фишкой игры — она вся построена на контратаках. Играя на СССР вы не сможете пересидеть немца в окопах. Вам с первой же недели придется собирать по частям отступающие мехкорпуса и пехоту и бросать их в контратаки. Безнадежные, неудачные в начале, в полном господстве в воздухе немецкой авиации, но оттого еще более необходимые. Задача — не остановить, а задержать. Дать время стране мобилизоваться, создать вторую, третью линию обороны, развернуть снабжение и тылы взамен уничтоженных — все это нужно покупать жизнями бойцов. Этот трагический реализм одна из главных причин, почему эта игра так меня восхитила, но не единственная.
В целом, здесь показана достаточно интересная концепция войны — немецкие войска сражаются на оперативном уровне: двигают танки, окружают, стараются вырваться на простор. А советская сторона в это время ведет стратегическую войну — считая собственные ресурсы, Советский Союз с первых дней войны подтачивает силу немца, заставляя того тратить крайне ограниченные ресурсы на пополнения и экстренные вылеты авиации. И задача — сделать так, чтобы к зиме немецкие войска остались лишь тенью былого величия. Чтобы с появлением свежесформированных танковых корпусов отбросить ослабленного противника, лишенного авиаподдержки в суровую непогоду.
Здесь же проявляется еще одно преимущество игры, из-за её фокусировки на оперативный масштаб, здесь нет типичной проблемы для многих игр по ВМВ — неадекватных оценок отдельных видов техники. Точнее, почти нет. На земле юниты не меняют своих характеристик в течение всей войны. Как начинал немец в 41ом с танковым корпусом с атакой 12, так и в 44ом он тоже будет пытаться остановить советские атаки им же. У советов — общевойсковая армия тоже всю дорогу одна и та же. Но, конечно, кое-что меняется. Реформы в РККА, особенно в её моторизованных частях в игре отражены — начиная игру с многочисленными, но слабоорганизованными мехкорпусами, РККА постепенно отказывается от них в пользу небольших, но кусачих танковых корпусов и конно-механизированных групп, постепенно дорастая и до крупных соединений, сталинского кулака — танковых армий. Этим игра показывает, что в общем-то нет разницы, какой у тебя танк — если ты хорошо организован, то и «тройка» победит КВ, а если твое соединение без топлива и снарядов, то и пантера не спасет от «тридцатьчетверок».
Продолжая тему организации — в игре хорошо отражена изначальная дезорганизованность РККА, находившейся в процессе реорганизации в начале войны. Игрок на СССР не знает силы своих корпусов — это может быть как прекрасно оснащенный мехкорпус с атакой 8, так и жалкий мотострелковый с атакой 1. Поэтому начальные контратаки игрок должен планировать чуть ли не вслепую, как и в истории, когда ставка приказывала уже разгромленным частям отбросить противника за государственную границу.
Конечно, со временем обстановка проясняется и уже через месяц-другой советские войска ведут бой уже уверенней, зная на что способны.
Однако, не стоит думать, что СССР в игре представлен бездонной бочкой, способной закидать немцев мясом. После первого месяца, когда мобилизация создает до полутора десятков новых соединений за неделю (это длительность одного хода), скорость с которой новые советские граждане отправляются на фронт существенно падает. И уже на второй месяц войны терпеть поражения становится куда обидней — затыкать прорывы придется, возможно, снимая войска с других участков.
Авиация в игре тоже является важным ключом к победе — немецкая авиаподдержка легендарных «Штук» способна сорвать советам любую контратаку. Но уже во второй половине войны новенькие Ил-2М будут с легкостью превращать в фарш уже немцев. Здесь конечно уже есть некоторые сомнительные моменты, связанные с тем, что воюют у нас здесь юниты с картинкой самолетика — Фокке-Вульфы и Мессершмиты хоть и малочисленны, но значительно более сильны, чем советские аналоги. Да что там, советские самолеты становятся конкурентноспособны лишь с появлением Ла-5. А до этого — либо лендлизовские П-40, либо обидные потери в воздухе. Да и в целом выбор названий техники весьма сомнителен.
Авиация тоже требует ресурсов — вылететь один раз за ход можно бесплатно, но есть же еще ход противника! Извольте потратить топливо, которое в дефиците, особенно у немцев, или противник припомнит вам каждую обиду.
Сами же бои происходят по довольно стандартной схеме, через таблицу бросков:
Считаем сумму атакующих, сумму обороняющихся — и получаем соотношение. Кинули кубик — получаем результат. Просто и быстро, что так же является важным достоинством — при таком масштабе игры было бы очень неприятно утонуть в множестве второстепенных вычислений.
Кроме того в игре огромное количество прочих минорных механик, которые можно по желанию подключать или отключать: ночные и стратегические бомбардировки, воздушные десанты (можно тоже ночью!), партизанская война(по обе стороны — наши белорусские партизаны и всякие УПА с лесными братьями за нацистов), эвакуация и захват промышленности, погода, стратегическое ПВО и многое другое. Стоит так же заметить, что все они достаточно простые сами по себе, и не переутяжеляют игру.
Ах да, еще в игре есть карты. Они выполняют здесь только вспомогательную роль, но все равно являются хорошим способом неприятно удивить своего оппонента или же порадовать себя небольшим подкреплением.
В целом я донельзя восхищен этой игрой, прекрасным отражением масштаба великого противостояния. К сожалению, на русском языке её нет и не предвидится, да и в бумажном виде её достать тоже задача нетривиальная.
На выручку приходит прекрасный модуль для Вассала, от самих разработчиков — он очень удобен в использовании, и, что немаловажно, качественно отрисован.
Настоятельно рекомендую попробовать — все ресурсы игры доступны совершенно бесплатно на https://www.victorypointgames.com/eto_hub
Отправить ответ