Альма 1854. Часть 1. Обзор игры

Альма 1854. Первая победа коалиции в Крыму.

Часть 1. Краткий обзор системы.

Вступление.

#130 Alma 1854

При написании отчёта о партии всё время приходилось, да и просто хотелось сказать пару слов, как о правилах, так и о своём впечатлении от них. Объём текста постепенно увеличивался и я решил разделить его на две части: обзор игры и обзор партии.

На настольный варгейм Alma 1854, опубликованный в 130 номере журнала Vae Victis, я натолкнулся ещё в 2017 году. Приглянулась тематика, а небольшие по объёму правила давали надежду найти оппонента среди знакомых\родственников обходящих игры с правилами больше 20 страниц, а заодно и попрактиковать с переводом. Черновой перевод был сделан, но оппонента на игру так и не было. И вот, год спустя, благодаря вынужденным перерывам в партиях варгеймов «по-больше» появилось окно, которое было решено заполнить игрой Alma.

Военные действия в Крыму 1854-1855

Сражение на реке Альма – это первая крупная битва в Крыму после высадки коалиционных сил Великобритании, Франции и Турции в районе Евпатории. Русские силы под командованием генерала-адъютанта князя  Меньшикова А.С. преградили наступление интервентов на неукреплённый с суши Севастополь у реки Альма, заняв оборону на возвышенностях: Курганной высоты, Телеграфный холм и т.д. Убедившись, что русские войска не собираются давать открытый бой, командование коалиционных сил на совещании в штабе Реглана, куда явился командующий французскими силами маршал Сент-Арно, определило детальный план проведения сражения. Начинать предстояло французам, а именно правому флангу под командованием Боске…

Игра длится 9 ходов, активация войск происходит путём случайного выбора фишки одного из трёх основных командующих: Меньшиков – Россия; Рагнар – Великобритания; Сент-Арно – Франция и турецкая дивизия. Победитель определяется по количеству набранных очков коалицией. Результат игры может быть один из пяти: решительная победа России; тактическая победа России; ничья; тактическая победа коалиции и решительная победа коалиции.  Очки начисляются за захват ключевых позиций, за уничтожение русской кавалерии/артиллерии; теряются – за ввод резервов в бой через реку Альма и за потерю лучших подразделений. Играть решили без опциональных правил усиливающих диспозицию русских — это более исторично и самое главное, т.к. победитель определяется по количеству очков с пятью различными результатами, они просто не нужны. Просто меняетесь сторонами, а затем сравниваете результаты.

Карта местности.
Проходимость местности

Проходимость местности

Дизайн карты слегка необычный. Делится она на вполне себе стандартные гексы, но вот разновидность местности определяется не изображением в гексе типа равнина, холм, плоскогорье, высокогорье, пересечённая местность или лесистая и т.д., а количеством контурных линий, определяющих степень труднопроходимости местности. Помимо контурных линий в гексе могут быть ещё и изображения, которые ещё больше усложняют движение: река, сады, посёлки (между собой они не кумулятивны, поэтому если в гексе присутствует сад, раскинувшийся возле реки на окраине посёлка – это все равно даёт штраф только +1 ОД). Дороги здесь есть, но нужны они только для артиллерии, которая без них не сможет войти в гекс с тремя и более контурными линиями. Для пехоты и кавалерии она никакие преимущества не даёт. Мост/брод нивелирует штраф от реки, но если в гексе, есть ещё сад/посёлок – вы всё равно получите штраф в +1 ОД.

Если в гексе присутствует разный уровень высот, считается, что подразделение находится на наивысшей. Что может приводить к не «красивым» ситуациям, когда в одном гексе есть спуск с четвёртого уровня до второго и сразу подъём на третий и находящаяся в этом гексе пехота штурмует соседний гекс с высотой 4 уровня и не получает никаких штрафов, т.к. уровень гекса атакующего не меньше уровня обороняющегося. И никого не волнует, что подразделению нужно вначале спуститься со своего холма в низину, и потом уже снизу вверх атаковать противника.

Группирование ограничено и в основном используются такие связки: пехота\кавалерия + артиллерия; две артиллерии или пехотное\кавалерийское подразделение + пехотное приданное отделение.

Диспозиция.
Возможная начальная диспозиция

Возможная начальная диспозиция

Русские расставляются первыми с учётом ограничений: 17 дивизия на левом фланге, а 16 дивизия на правом в пределах двух гексов от центра позиций. В садах на правом берегу реки Альма, не дальше одного гекса от реки, можно расположить небольшие отряды из 6-го стрелкового и сводного морского батальонов.  Они считаются застрельщиками и могут отступить, избежав ближний бой как кавалерия.

Войска коалиции прибывают с севера по равнине. На левом фланге у них – британцы, а на правом французы и турки.

Интересный момент, моделирующий выжидательную тактику (или бездействие) Меньшикова, заключается в запрете движения русским подразделениям, если войска коалиции не вошли в Альму; подкрепления двигаются только на первом ходу, потом ждут. Зато вести огонь не воспрещается.

Войска, стрельба и ближний бой.

Alma#1. Фишки в игре

В игре представлены три рода войск: пехота (полк/бригада/отделение), кавалерия (бригада) и артиллерия (2 или 3 бригады). Командиры на игровом поле, да и в механике целом, не представлены. Пехота и кавалерия имеет дистанцию стрельбы один гекс, артиллерия – три гекса. Зона огня зависит от направления подразделения и может прерываться только препятствием с уровнем возвышенности больше, чем стреляющий и его цель (в общем, влияет только на артиллерию). Артиллерия боится нанести «дружественный огонь», поэтому по противнику, который находится рядом с дружественными подразделениями огонь открывать нельзя. Совместный огонь могут вести только подразделения из одного гекса, зато ближний бой можно проводить совместно с другими подразделениями, хоть со всех шести сторон окружить гекс и атаковать, правда у России есть ограничение (определяется броском кубика) на количество подразделений, которые могут принимать участие в ближнем бою на этом ходу.

Вычисление стрельбы\ближнего боя проходит по специальной таблице и при положительном результате, защищающийся должен будет пройти проверку, в основном, T5\T6 (dr+качество>=Tn). Имеются различные модификаторы, как для стрельбы, так и для ближнего боя. Особенности системы таковы, что местность, кроме как учёта возвышенности (что тоже местами работает «коряво», см.выше) никакие модификаторы к бою не даёт. Атака через реку, в посёлок утыканный садами, с моста\брода или в них – никак не влияет на бой.

Второй батальон стрелковой бригады британских войск форсирует реку Альма

Второй батальон стрелковой бригады британских войск форсирует реку Альма

После провала проверки, подразделение уже по другой таблице определяет в зависимости от текущего своего состояния (боеспособно, разрозненно или разгромлено) и численности состава (полное, ослабленное или уничтожено), что же с ним произошло. Интересный, а насколько он уместный/достоверный оставим на суждение вам, момент: стрельбой можно только привести подразделение в состояние разрозненно/разгромлено или заставить отступить. Невосполнимые существенные боевые потери подразделение не понесёт. Ослабить его можно только через ближний бой.

Есть еще оборонительный бой: стрельба во время движения противника в зоне огня дружественных подразделений. Из этого вытекает второй интересный момент: подразделения могут открывать оборонительную стрельбу по каждой цели (одна стрельба против одного подразделения) причём артиллерия может отрабатывать, как пулемёт, стреляя три четыре раза за ход противника.

Родственная большая система и другие варгеймы на тематику Крымской Войны.

Laurent Martin в Alma 1854 использовал обрезанную/облегчённую систему Инкерман, которая изначально была разработана для более масштабного варгейма Inkermann 1854 за его же авторством. Увы, правил в свободном доступе на Инкерман 1854 найти не удалось, иначе бы обязательно сделал сравнение, да и сам бы с удовольствием ознакомился с ней, на предмет интересных моментов: перекочевали они из неё в Альму 1854 или это результат хирургического вмешательства по облегчению и упрощению.

Сама же тема Крымской войны заинтересовала, захотелось даже найти стратегическую игру, охватывающую бы полную кампанию. Но оказалось, что тема освещена слабо. Были найдены только тактические варгеймы. Из них, которые поновее, кроме Inkermann 1854 (2013г) — это Bloody Steppes of Crimea: Alma – Balaclava – Inkerman 1854 (2014г) польского автора из названия которой понятно, что игра охватывает три крупных сражения, но тоже без правил в свободном доступе и  Line of Fire #13: Blood on the Alma (2012 года), игра имеется у Алексея Бензина, одного из участников русского комьюнити варгеймеров, а здесь можно ознакомиться с его кратким обзором.

Система (упрощённый Инкерман) не впечатлила; карта вначале заинтриговала своими линиями, а потом смутила неудобностью их подсчитывания и остальными «интересностями», которые она породила; но т.к. я в большей степени играю не в систему, а в воплощение военных событий давно минувших дней и это была моя первая игра на данную тему – мне понравилось 🙂 Во второй части будет уже обзор (AAR) самой партии.

Поделиться в социальной сети

2
Отправить ответ

Please Login to comment
1 Comment threads
1 Thread replies
0 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
2 Comment authors
KnishАлексей Сергеевич Recent comment authors
  Подписаться  
более новым более старым большему рейтингу
Уведомить
Алексей Сергеевич
Участник

Рагнар))))
Исправьте текст — Реглан. И не Курганская, а Курганная высота.