Будьте осторожны!

  1. Описание партии.
  2. Выводы\впечатления.

На игру собрался полный состав. Все играли первый раз, и первый ход был един для всех: 3 синие и 2 жёлтые карты. Все переглянулись, но после практически идентичного второго хода, игроки стали похмыкивать и перечитывать правила – всё ли идёт верно. Оказалось, что так задумано «просто» получается, и все окунулись в игру, в надежде, что дальше будет ой как не просто. Мы прервались при счёте 37; 34; 34 и 30, т.к. были выявлены ошибки в интерпретации правил и карт.

Заново определили, кто ходит первым, и начали игру. Первый игрок, красный, взял себе Египет и в ответ от всех игроков услышал: «Эхххх». Оказывается, помимо одинаковых первых ходов, многим нравится еще конкретное место для старта. Второй игрок, синий, взял Панонию, на что третий игрок, Жёлтый, который в предыдущей игре пострадал от его агрессии, поселился рядом с ним во Фракии. Зелёный выбрал Галию, кстати, по завершении и обсуждения игры, данная территория получила хорошую стартовую оценку, после Египта.

Все игроки стандартно начали игру, кроме жадного Жёлтого, который сразу прыгнул в Галатию, заключив до этого мирный договор с Синим. Последующие, неостанавливающиеся и мощные волны варваров отодвинули и закрепили его на последнем месте. Выпади события иначе, всё могло быть наоборот, но увы – это ключевая ошибка Жёлтого.

С первого по пятый ход
Time of Crisis Ход 2.5

Во Фракии не удалось уничтожить готов и контроль над провинцией утрачен. В Галатии Жёлтый победил вторгшихся Сасанидов, но готы продолжили грабежи, снизив поддержку. Красный предложил союз Зелёному – ответ на дружбу Жёлтого с Синим.

Идёт 4 ход, всех веселит только Жёлтый игрок барахтающийся в лавине варваров, без него впору было бы уже уснуть. Развитие же стандартное, берём вторую\третью провинцию, пощипывая варваров, если удаётся, или просто усиливая армию.

На пятом ходу Синий становится императором. Красный занят набиванием очков, с небольшими потерями, на прибегающих к нему варваров. Потеряв ополчение в одной из битв, он старался больше не брать их в бой против варваров. В конце седьмого, в начале восьмого и в начале девятого ходов на Императора сыпалась чернь. Спонсорами беспорядков демократических выступлений народа против диктатуры стали Зелёный и Красный игроки.

С шестого по восьмой ход
Time of Crisis Ход 6

Первые постройки начали возводить только на девятом ходу. Такая задержка обусловлена тем, что вначале ресурсы тратились на развитие, а потом вышло событие «Инфляция».

В конце девятого хода Зелёный смещает Синего с престола и сам становится императором. Хотя войска Синего находятся в Италии.

С девятого по одиннадцатый ход
Time of Crisis Ход 9

Жёлтый продолжал «веселиться» в Галатии в которую варвары ходят, как к себе домой. От одних помогал откупаться Синий, других переманивал в свою армию сам Жёлтый, а третьих приходилось убивать. Правда на десятом ходу уже можно было становится претендентом, но упустив по правилам момент, Жёлтому пришлось объявить это уже на 11 ходу. Хотя на конечный результат это не сильно влияло, т.к. отставание по силе руки было огромным.

На десятом ходу император подтягивает свои войска (два легиона, два отряда варваров) из Галии и атакует в столице Италии силы, поддерживающие старого правителя (два легиона, один отряд варваров). Атакующие варвары выкидывают дубль шестёрок, легионеры тоже не мажут, в общем, защищающиеся войска полностью уничтожены! У атакующих осталось полтора легиона.

На одиннадцатом ходу, пытаясь вернуть себе трон и разгромить оставшиеся отряды Синего, Зелёный вводит новую армию (три легиона и отряд федератов) из Паннонии в Италию. Новый император был к этому готов, так как, сразу после захвата трона возвёл вокруг столицы крупные оборонительные сооружения и набрал ополчение. Атакующие наносят два урона, с учётом лагеря, а защитники императора – три. Фланговый манёвр не помог, результат остался прежним. Потом атаковала армия из Македонии (три полных легиона), ударив по оставшимся двум измотанным легионам Императора. Но защитники не только выстояли, но и победили. Укрепления сработали на славу. Зелёный император – это четвёртый игрок, который ходит последним. На начало его хода победные очки распределились следующим образом: Красный 64, Синий 53, Зелёный 52, и Жёлтый 50.

В конце игры Красный уже начинал чувствовать опасность давнего союза с Зелёным, но не оценил масштаб возможной трагедии. В предпоследний свой ход, он даже издевался над Жёлтым, подкидывая ему чернь, рассчитывая, скорей всего, что Синий с Зелёным друг друга и так ослабят, а он не даст Жёлтому даже шансов поднять голову, и сам так и останется лидером в гонке. И в последний свой одиннадцатый ход, он так же не предпринял ни каких действий против Зелёного, но продолжил исправно спонсировать беспорядки у Синего и Жёлтого игроков.

Т.к. Зелёный является Императором то для незамедлительного окончании игры ему нужно набрать от 60 очков, а чтобы при этом победить, от 64. В принципе, даже ничего не делая, Император берёт 6 ПО (и ещё +6 ПО за маркер Император), что достаточно для победы. Но армия из Италии вторгается в Паннонию, сметая ополчение и устанавливая императорский контроль над провинцией. Вторая армия из Испании устраивает успешный поход против Франков, уничтожая два отряда варваров. В итоге, конечный счёт выглядит следующим образом: Зелёный 72, Красный 64, Синий 63, Жёлтый 50. Победа Зелёного!

Конец Игры
Time of Crisis End

Выводы\впечатления:

О партии: красивая победа Зелёного игрока, смешная жадность Жёлтого, стратегический просчёт Красного и провальные сражения Синего, оставили хорошие впечатления. Но, их так мало по сравнению со всем остальным.

О игре: говорите, что это варгейм со словом light? Я бы сказал, что это euro-wargame (waro), причём можно оставить только первое слово. От варгейма тут только историческая тема (причём на достаточно не высоком уровне) и издатель. За полторы партии из 4х игроков: один отказался больше тратить на неё время; два сообщили, что игра не очень, но можно сыграть еще (один за компанию, второй – дабы убедиться в своём вердикте); и только четвёртый сказал, что игра средняя, но можно играть в неё время от времени. Угадаете, кто из четырёх поклонник евро-игр, а кто варгеймер? Но зачем играть в «не рыба, не мясо»?

Игра искусственно затянута. В конце хода игрок должен определиться с покупкой новых карт (возможности покупки прямо зависят от ситуации на карте, поэтому его выбор может меняться с учётом, как разыграются текущие карты в руке), а затем еще набрать новую руку на следующий ход. Понимая провальный даунтайм, авторы даже разрешают следующему игроку ходить, пока текущий компонует руку, но это может сильно повлиять на его выбор. Вначале игра стартует чересчур бодро, почти «рельсово», но с каждым ходом она становится всё более вязкой. Такое впечатление, что на данный аспект просто махнули рукой. Вместо изменений в структуру хода просто сделали отписку в правилах. Возрастающее напряжение, сложность принятия правильного решения (отличная возможность выполнять в произвольном порядке: розыгрыш карт, применение их значений и действий) – это очень хорошо, но жутко затянуто-растянуто и «неудобно». Практически невозможно этим заниматься во время хода других игроков. Если не их действия, то четыре рандомных события помешают вашему выверенном плану и все обдумывания нужно начинать заново, уже во время своего хода.

Карта, умело маскирующаяся под «настоящую», представляет собой «закольцованные» зоны для типичного ареа-контроля. Каждый быстро доберётся туда куда нужно и ему в этом никто не в силах помешать.

Безликие симметричные династии, однотипные кризисы разбавленные событиями, половина которых такие же скучные, как и прописанные кризисы. Три основных типа: приход\уход\сила варваров; +\- карт на руку и +\- урона в сражениях. Да и сама колода не блещет разнообразием.

Кому может понравиться эта игра: 1) Любому любителю евро. Скажите ему, что тут вышла новинка, покажите ее, сыграйте с ним не упоминая слово «варгейм» и после игры он вам скажет, что это обычный ареа-контроль с урезанным декбилдингом и подозрительным ноу-хау свободного выбора карты из колоды. Уж лучше бы драфт был, добавит он. 2) Варгеймеру, которые не знает, что есть игры других жанров или не приемлет их, т.к. играет «только в хардкор», но в душе он хочет чего-то эдакого. Подсовываете ему коробку с игрой так, чтобы он заметил красный-квадратик с тремя заглавными буквами внутри, и вуаля, либо человек с восторгом играет, «открывая» для себя «супер» механики из других жанров. Либо он разворачивается и уходит, воспринимая шаг компании, как простое решение в виде казуальных продуктов для привлечения большего количества игроков.

Каждая претензия к игре, в отрыве от других, не должна сильно смущать, но вот их количество и концентрация…

Правда народ смёл игру с полок и требует добавки, что это? Сила хайпа или неумение с моей стороны увидеть перед носом алмаз? В любом случае, я просто хочу предупредить игроков: перед покупкой обязательно попробуйте игру, вполне возможно, это не то, что вы нафантазировали себе после прочтения пафосного описания игры или восторженных отзывов других игроков. Ну, а если вы купили, играете и вам всё нравится, можете смело написать какую-то гадость в комментариях.

П.С. Ещё одна партия в игру может состояться, но уже другим составом. Её не прочь опробовать евро-игроки…

Хронология встреч

Партия окончена. В ближайшее время ожидается отчёт по игре.

05.04.2018: Неверная трактовка карты FOEDERATI сломала игру, поэтому решили начать заново уже с полученными знаниями и уточнёнными правилами. Продолжение 07.04.2018 в 20:00 (мск).

03.04.2018: А партия то продолжается. Упорная борьба всех со всеми. Окончательное «окончание» запланировано на 05.04.2018 в 20:00 (мск).

02.04.2018: Окончание партии запланировано на 03.04.2018 в 20:00 (мск).

01.04.2018: На игру собралось, как раз четыре человека.

31.03.2018: В это воскресение, 01.04.2018 в 19:00 (мск) будет проводится первая, пробная игра в Time Of Crisis. Ещё есть место для одного игрока, кто хочет присоединиться — пишите.

Поделиться в социальной сети

5
Отправить ответ

Please Login to comment
5 Comment threads
0 Thread replies
1 Followers
 
Most reacted comment
Hottest comment thread
3 Comment authors
SOUKnishКирилл Recent comment authors
  Подписаться  
более новым более старым большему рейтингу
Уведомить
Кирилл
Участник

Пора начинать писать минусы игры:
1. Может длиться неизвестно сколько времени. Если никто не станет императором на 60+, то ждать события можно долго.
2. Игрок, который потерял ВСЕ и у него нет шансов на победу все-равно может мешать любому другому игроку побеждать.
3. Даже два игрока объединившись вынесут 3го.
4. Отсутствие блокировки передвижения.

SOU
Участник
SOU

Пока что император видится довольно слабой «помощью» для отстающих. По задумке, я так думаю, Италия должна быть привлекательной. Пока что получается, что не очень. Стал Императором — получай люлей от всех, потеря влияния в Италии, плюс трудности с наймом федератов. Долго не проживёшь. Или хватай Италию, если больше некуда идти(последнему практически навязывают захват Италии) или когда ты в шаге от победы, для окончания игры и небольшого бонуса.

SOU
Участник
SOU

Глобальные ошибки в переводе правил и карт:
1) При ничье в битве, побеждает защитник.
2)Карта Федераты — нанимает 1 варвара за 1 карту.

SOU
Участник
SOU

Как-то так выпал из отчета тот факт, что Зеленый до захвата Императорского трона, по очкам отставал даже от Желтого. И если бы Императорство отбили сразу же бы, участь Зеленого была бы незавидна.