Pax Romana. Первые впечатления о Римском Мире. Часть 2. Сценарий 2: «Пунические Войны – Падение Карфагена»


Часть 2. Сценарий 2: «Пунические Войны – Падение Карфагена»

Продолжаем разбор настольного варгейма Pax Romana (Римский Мир). С первой частью можно ознакомиться по ссылке.

Первый сценарий длится всего один ход и начинается с фазы Активации, поэтому затрагивает только механики движения, боя, изоляции и подсчёта очков. Такой себе урезанный демо-сценарий. Поэтому решили начать знакомство с игрой через второй сценарий — «Пунические Войны – Падение Карфагена».

Этот сценарий позволяет двум игрокам разыграть перипетии Пунических Войн, между Римом и Карфагеном, за контроль западного Средиземноморья. Используются правила стандартной игры включая события.

Начальная диспозиция

PaxRomana. Сценарий 2. Расстановка

Начальная диспозиция

Сценарий длится 3 хода. Территории Германии, Британии и Дунайских провинций, кроме Далмации, в этом сценарии не доступны. Восток (Азия, Египет) так же не доступен, а о Греции чуть ниже.

Автоматическая победа: для Карфагена – это захват столицы Рима; для Рима – уничтожение столицы Карфагена. Если автоматическая победа не происходит, победитель определяется по Очкам, а в этом сценарии они начисляются чуть по-другому, нежели по обычным правилам. Игрок с большим количеством Географических Целей (GOP) получает 2 ПО; а игрок с большим количеством Очков Культуры (CP) получает 1 ПО.

Карфаген имеет доход 14, начальная казна 8, Географические Цели 8, Очков Культуры 7. Острова Корсика, Сардиния и Западная Сицилия находятся под контролем Карфагена, но крупные укреплённые поселения имеются только в Сицилии. Сухопутные войсковые контингенты базируются в Карфагене и в Западной Сицилии, а громадный флот разбросан по всему Средиземноморью от Испании до Сицилии.

У Рима доход 17, казна 15, Географические Цели 3, Очков Культуры 11. В центральных провинциях располагаются крупные города, а на периферии римских границ — крупные поселения. Армия состоит из 5 легионов, флота нет.

Из случайных событий, которые происходят при вытягивании одноимённого маркера, самым влияющим на игру является — Греция Проявляет Активность. Карфаген может вступить с ней в союз, оплатив 1d6/2 T (талант — денежная единица). После чего в Пелле появляется немалая армия из 4 отрядов тяжёлой пехоты и 1 кавалерии. Плюс 1 Галерная Эскадра в Диррахии. Однако, теперь Рим может получить не только Географические Цели (GOP) за Македонию и/или Аттику (которые «входят» в игру вместе с греческой армией), но и сразу по 1 ПО, за контроль над этими провинциями.

Карфаген стоит перед нелёгким выбором: укрепить Корсику и/или Сардинию; закрыть Восточную Сицилию от Рима взяв Мессину и в последствии основать там укреплённое поселение; отправиться на завоевания Испании, т.к. по сравнению с извечным врагом денег катастрофически не хватает, а разрыв будет только усиливаться. И отдельный вопрос: что делать с громадным флотом в 5 Галерных Эскадр? Его содержание полностью убивает и так отстающую экономическую мощь государства.

Рим может сходу занять Корсику, опрокинув карфагенский гарнизон в Алерии, затем укрепиться в Урсиниуме, после чего оказывать давление на Сардинию. При военном затишье или в противовес завоеванию Испании Карфагеном, Рим может открыть военные действия в Трансальпийской Галлии.

Первая игра.

Основные движения войск
PaxRomana. Сценарий 2. Первая игра

Рим решает увеличить свой военный потенциал и формирует новые легионы. (В первой партии были опасения, что Карфаген попробует сходу атаковать столицу Рима либо напрямик, выйдя в открытое море, либо проплыв по побережью. Однако, риск утопить всю армию с флотом в открытом море очень велик, а доплыть по побережью к столице за одну активацию, как показала практика хождения флота через не дружественные порты, практически не реальна. Однако, см. P.S.)

PaxRomana. Сценарий 2. Первая игра 01

Взятие Мессины

Отбросив авантюрную идею прямого удара по столице Рима (конечно можно играть в стиле: выхожу в открытое море… потонул… начинаем заново… выхожу в открытое море… потонул… и так пока не получится, но это дикая ересь.) Карфаген принял вариант с захватом у Мамертинцев (независимая сила, как и греки в Сиракузах) Мессины. Объединив войска в единую армию, Карфаген сходу занял Мессину, а в последствии развил и укрепил её. В связи с нехваткой денег, а точнее сказать, с огромным экономическим отставанием от Рима, Карфагену пришлось сокращать свои галерные эскадры.

PaxRomana. Сценарий 2. Первая игра 02

Падение Корсики и Сардинии

Рим бурно развивался, основывая крупные поселения на своей территории. Дождавшись, когда большая часть армии Карфагена отчалила на завоевание Испании, Римляне высадились на Корсике и захватили её, а затем направился в Сардинию. В итоге, завоевав Лузитанию в Испании Карфаген потерял Корсику и Сицилию.

PaxRomana. Сценарий 2. Первая игра 03

Последний бой…

После захвата Сардинии Рим укрепил южную очень важную стратегическую область Кальяри. Не выводя армию из Испании, а это сделать не так-то и просто, Карфаген формирует новую в столице и пытается, высадившись на восточной части Сардинии, атаковать Кальяри и вернуть себе остров. Первые сражения проходят успешно, но Рим, в ответ, с лёгкостью формирует новую ударную группировку из 5 легионов, которая стремительно, через свои области Корсики, настигает в поле ослабленные силы Карфагена и полностью их уничтожает.

После потери Корсики и Сардинии, Карфагену нужно было играть от обороны, т.к. по Географическим Целям он, даже с учётом этих потерь, лидировал.

Вторая игра.

Вторая игра закончилась еще быстрее чем первая (даже ни одной фотографии не нашёл). Карфаген опять взял Мессину, а затем попытался удержать Корсику и Сардинию, отложив завоевание Испании. В итоге финансы поют романсы, а пару проигранных сражений — входе, которых снова были потеряны Корсика и Сардиния — поставили точку в первой Пунической войне.

Первые игры – щупаем механику и постепенно понимаем/формируем общую стратегию по данному сценарию. Слишком рано Карфаген падал духом…

Третья игра.

Рим сразу забирает Корсику, в то время, как Карфагенская армия пытается доплыть до Сардинии. В этот раз Карфаген не тратит время на Мессину, рассчитывая использовать её как буфер (а-ха-ха-ха), а сэкономленное время и силы, потратить на удержание Корсики/Сардинии.

PaxRomana. Сценарий 2. Третья игра 01

Быстрота против медлительности

Рим укрепляется в южной области Корсики в Урсиниуме, после чего высаживает армию в Сардинии. Однако, к этому времени карфагенская армия уже доплыла до Кальяри (южная область Сардинии) и выступила на север в Tharros (дабы отрезать возможные пути отступления и в случае победы полностью уничтожить вражеские войска), после чего атаковала римские силы в Ольбии.

PaxRomana. Сценарий 2. Третья игра 02

Битва за Сардинию

Потеряв легион, римские войска удержали область, отразив первые атаки Карфагена, который так же потерял отряд тяжёлой пехоты. Но воспользовавшись стратегическим преимуществом во времени (вторая активация подряд) и в наёмниках (кажется, в этот момент произошло озарение о наёмниках), были наняты два отряда тяжёлой пехоты, Карфаген продолжил боевые действия, не дожидаясь пока вражеская армия ускользнёт от полного разгрома на Корсику. Римская армия была разгромлена, но Карфаген на этом не остановился. Кампания по освобождению островов была продолжена десантной операцией и успешным штурмом Урсиниума.

PaxRomana. Сценарий 2. Третья игра 03

Осада Лилибея

Ликование и празднества в карфагенском сенате были прерваны страшной новостью: Лилибея, укреплённая область в Западной Сицилии, пала. Это был неожиданный и стремительный удар. Мамертинцев в Мессине римская армия просто миновала по морю, обойдя все опасности, и высадившись в Панорме, успешно атаковала Лилибею с суши. В Италии была укреплена Пиза, которая прикрывала побережье от возможной атаки с Корсики и одновременно служила военной базой для формирования десантных сил для повторного вторжения на карфагенские острова.

PaxRomana. Сценарий 2. Третья игра 04

Союз Карфагена с Грецией

У Карфагена, как обычно, возникают проблемы с финансами. Южная Испания не завоёвана, а часть флота вынужденно расформировывается. У Рима же всё прекрасно. Нарастив армию в Пизе, он повторно высаживается на Корсике и штурмом берёт Урсиниум. Положение Карфагена становится катастрофическим, от былой радости от возвращения Корсики и Сардинии не осталось и следа. Одна надежда на дипломатию. Переговоры с Грецией шли долго, но наконец-то усилия и небольшой взнос в 2Т, приносят долгожданный союз Карфагена с Грецией.

PaxRomana. Сценарий 2. Третья игра 05

Бои за Тарент

Греческая армия сразу открыла второй фронт на востоке Италии, высадившись в Бриндизи и сходу штурмом взяв город Тарент. Рим, наспех собрав с окрестностей ополчение и соединив их с 5 легионами, предпринял попытку освобождения Тарента. Однако штурм не удался. Обе стороны понесли потери, но город, даже с разрушенными стенами быстро отбить не удалось. Повторные боевые действия за Тарент Рим устраивать не стал, а отправив небольшие силы в Далмацию – завоевал её. Так закончились вторые 25 лет конфликта (Второй Игровой Ход).

PaxRomana. Сценарий 2. Третья игра 06

Вся Сицилия под контролем Рима

Рим концентрирует силы на юге Италии в Регии, после чего сокрушает Мамертинцев в Мессине. И чтобы два раза не ходить в Сицилию, римская армия, после упорных штурмов, захватывает Сиракузы. Из Далмации, постепенно римские войска занимают области в Македонии и Аттике.

Тем временем Карфаген, наконец-то, сформировал армию в Танжере и отправил её на завоевание Испании, а греческая армия берёт под контроль Бруттию. В Испании захватываются провинции Лузитания и Галлеция, но из-за восстания теряется контроль в Бетике.

PaxRomana. Сценарий 2. Третья игра 07

Победа Карфагена

У Рима не хватает сил и времени для завоевания греческих провинций, а небольшие силы, высадившиеся в Бриндизи, только отогнали кавалерийские греческие отряды в другую область. Сам же контроль над Бруттией по-прежнему оставался в руках союзников Карфагена.

С перевесом в одно ПО Карфаген одерживает победу.

Общий вывод по второму сценарию.

На первый взгляд, сценарий кажется слишком сложным для Карфагена и надеяться можно только на Греков. Но, если правильно расставить стратегические цели и приоритеты, а также использовать наёмников и не допускать ошибок в правилах, то можно заставить Рим очень сильно нервничать.

Карфагену гнаться за Очками Культуры не имеет смысла, догнать Рим нереально, основывать поселения ради денег, тоже не стоит, т.к. за 3 хода, прибыль, если и будет, то минимальна. А вот для укрепления стратегически важных областей можно и воздвигнуть стены. Главное обязательно продержаться первые два игровых хода в лидерах по Географическим Целям (GOP). Счёт будет 4:2. А на последнем ходу – не проиграть по Географическим Целям. Корсику отстоять не получится, а вот Западную Сицилию нужно не только удержать, но и желательно ещё захватить и Восточную Сицилию. Первый ход можно посвятить Сицилии/Сардинии, а вот со второго — уже желательно начать захват Испании.

Риму нужно обязательно брать Корсику, укреплять её и беспокоить Сардинию. А если ещё угрожать Сицилии, то бедный, в прямом и переносном смысле Карфаген, должен будет разрываться на три стороны и так и не успеет на завоевание Испании. Далмацию взять не сложно, поэтому при малейшем свободном времени, стоит её прибрать. Захват Нарбонской Галлии заманчив не только со стороны Географических Целей, но и большого дохода. Да и находится она далеко от Карфагена (наврядли ему удаться быстро завоевать Тарраконскую Испанию). А вот Далмацию могут отхватить греки, если они конечно заключат союз с Карфагеном.

Ах.. Да… P.S. Игровая ситуация (взята с BGG). Карфаген медленно увядает – шансов никаких, но есть огромная армия и выдающийся военачальник – сам Ганнибал, а раз так, то почему бы не попробовать сплавать к столице Рима. Для этого нужно пройти два транзитных пункта (1d6<6 иначе 2d6<9); две проверки на непрерывность (2d6<9); не утонуть в открытом море (1d6<3 либо 1d6=3-4, а затем ещё 2d6<9), удачно высадить у стен Рима, а затем повторно вытащить свой чит активации, дабы не дать Риму восстановить численность защитников… И да… У него всё получилось.

PaxRomana. Сценарий 2. Пример

Ганнибал захватывает Рим

Продолжение следует…

Поделиться в социальной сети

Отправить ответ

Please Login to comment
  Подписаться  
Уведомить